вторник, 22 июля 2014 г.

Верди. Отелло.

«Отелло»

Отелло- высшее реалистическое достижение Верди, одно из лучших произведений мировой оперной классики.

Литературный первоисточник принадлежит Шекспиру, любимому писателю Верди. Еще в 1881 г Арриго Бойто представил Верди полный текст либретто. Верди приступил к осуществлению замысла лишь в 1884 г., заставив Бойто многое переделать в либретто. Музыка сочинялась в течении 2-х лет. Премьера «Отелло» состоялась в Милане в 1887 г. Это был триумф итальянского искусства. Композитор сумел передать подлинный дух шекспировской трагедии, хотя в опере выпущено ряд побочных моментов и сцен, разворот событий дан более сжато и стремительно, противопоставления характеров и драматических ситуаций резче обозначены. Внесен ряд дополнительных эпизодов (дуэт Отелло и Дездемоны в конце 1-го акта, «кипрский хор» во 2м). Музыкальная драматургия «Отелло» развивается стремительно и напряженно. Верди окончательно порывает с принципами номерной структйры: действие распадается на сцены, но переходы между ними сглажены. Верди сочетает сквозное развитие с внутренней завершенностью центральных драматургических моментов. В этой связности развития велика роль как вокального, так инструментального фактора. Верди нашел в Отелло идеальное соотношение между речитативно-декламационным и песенно-ариозным началом. Мелодическая щедрость Верди не иссякла и он не отошел от народно-песенных истоков. Ярче стал гармонический язык, подвижнее тональный план. Колоритнее и разнообразнее стал оркестр, не потерявший своих индивидуальных качеств – сочного звучания чистых тембров, ярких сопоставлений контрастных групп, мощной динамики. Оркестр приобрел значение равноправного участника действия и в той же мере проникся песенностью, в какой вокальная партия – декламационностью. Все музыкальные ресурсы оперы предстали в органическом единстве.
1-й акт делится на 3 большие сцены: Буря, Таверна, Ночь. Каждая из них имеет свои музыкально-драматургические центры, в которых закреплено развитие действия и характеров. Опера начинается без увертюры, ее заменяет большая динамическая хоровая сцена. Она является косвенной характеристикой Отелло – народного любимца и вождя. Во 2-й сцене разв-ся интрига и дана первоначальная экспозиция образов Яго с его замечательной застольной песней. 3-я - любовный дуэт, в котором обрисовывается поэтический облик Дездемоны и лирические стороны характера Отелло .Конец акта - тема любви - высшая светлая точка трагедии.
Во 2-м акте на 1-й план выдвигается коварный и злобный Яго. В показе сильного отрицательного образа Верди использует драматургические средства выражения. Монолог Яго – лучший образец, наравне с образом жрецов в Аиде, этой манеры. Важнейшие узловые точки 2 акта – кипрский хор, квартет и заключительная клятва мести – дуэт Яго и Отелло, носит демонический характер.
Большой целеустремленностью отмечено развитие 3-го акта. Его 1-я половина показывает рост ревнивых чувств Отелло, что приводит к кульминации оперы – септету с хором.
4-й акт – вершина трагедии. Сдержанными, скупыми средствами передает Верди ощущение напряженного ожидания страшной катастрофы и ее свершение. В музыке преобладают приглушенные тона (ррррр). Тем ярче выделяются неожиданные вспышки отчаяния или гнева. Атмосфера настороженной тишины гениально передана в оркестровом вступлении. Тоскливая мелодия английского рожка сопровождается скорбным вздохом флейт, позже вступающая пустая квинта у кларнетов звучит неумолимым приговором. Тематизм вступления пронизывает всю 1-ю сцену акта с песней об иве и молитве Дездемоны. Отзвуки этой темы проникают в интонации Отелло, прозревшего после гибели Дездемоны. В момент его смерти возникает чудесная мелодия любви из 1-го акта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий