вторник, 22 июля 2014 г.

Ars NOVA в Италии.

Ars NOVA в Италии.

Важнейшим музыкальным центром Италии в 14 в. была Флоренция – первый из культурных центров Ренессанса вообще. В этом городе, с которым связан ранний расцвет изобразительного искусства, в городе Петрарки и Боккаччо, расцвела и музыкальная жизнь Ренессанса. Когда во Франции 14-15 вв. еще воздвигались готические соборы, Италия уже создавала новый стиль архитектуры Ренессанса.

В музыкальной жизни Флоренции на заре Возрождения главную роль играет вокальная лирика и жанровая песня-сценка. Это первый расцвет лирического и жанрового музыкального искусства в Италии, представленного такими формами, как мадригал, баллата, каччья.
Выдающийся флорентийский органист 15 в. Антонио Скварчьялупи собрал произведения множества итальянских композиторов 14-нач 15 вв.: Франческо Ландино, Гирардело де Фиренца, Джакопо да Болонья и др.
Наиболее характерным, излюбленным музыкально-поэтическим жанром этой творческой школы был мадригал. В то время мадригал – большое 2х-3хголосное вокальное произведение (нижние голоса могли исполняться инструментами), как бы расширенная развитая песня на любую тематику. Фактура мадригала проще, чем фактура мотета, менее полифонична. Верхний голос, мелодия – как носительница лирического чувства – торжествует победу в этом многоголосном стиле.
Наряду с лирическими произведениями большой интерес в эту пору представляют также жанровые многоголосные песни, из которых особенно выделяется разновидность «каччьи» («Охота»).
Крупнейшим мастером Ars NOVA был Франческо Ландино (умер в 1397г.). Сохранились лишь немногие его произведения – мадригалы и баллаты. В своей баллате О музыке он следует традициям мотета, когда поручает каждому из 3-х голосов особый текст, но это не мешает сохранить ясность общего композиционного замысла.
С развитием светской музыкальной культуры в эпоху раннего Ренессанса чрезвычайно возросло значение инструментальной музыки в быту. В «Декамероне» упоминалась viola и лютня. Портатив, виола, лютня и другие инструменты (псалтериум, арфа, различные духовые) – постоянно изображались художниками раннего Ренессанса.
Связь между вокальной и инструментальной музыкой была очень большой. Эти области музыкального искусства еще не разграничивались в быту.
К 14 в. относятся первые дошедшие до нас образцы органной музыки в специальных записях – табулатурах – 30х гг. (англ. происх.) свидетельствуют о растущей самостоятельности инструментального стиля.
Значительное участие инструментов в самом развитии многоголосного стиля 14-15 вв. стало основой гипотезы о музыке раннего Ренессанса – об инструментальной природе таких вокальных произведений, как итальянский мадригал с развитой и подвижной «мелизматической» мелодией или французский мотет схожего стиля. Предполагают, что эти произведения возникли как инструментальные (чаще органные) обработки простых песенных мелодий, хотя и сохранились не в табулатурах и с текстами.

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий