вторник, 22 июля 2014 г.

Музыка в Двуречье

Музыка в Двуречье.

В бассейне Тигра и Евфрата расположены были древние государства Сумерии (Шумерии), Вавилона и Ассирии. За 3 с половиной тысячелетия до н.э. сумерийцы сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные и др. Они создали очень высокую инструментальную культуру – дуговые и угловые арфы, двойные гобои, большие барабаны. Уникальный памятник сумерийской эпохи – дошедшая до нас табличка с поэтическим фрагментом на сумерийском и ассирийском языках и клиновидной нотописью – древнейшей из всех (3 тыс до н.э.).

В Вавилонии традиционным искусством были народные действа – «страсти», посвященные грозному божеству Бела-Мардуку и юному богу весны Таммузу. В сохранившемся отрывке из вавилонской поэмы «Сошествие Иштар в обитель мертвых» воспевается великая сила музыки – она возвращает умерших к жизни.
Церковно-культовая и дворцовая музыка отличалась пышностью и декоративно-орнаментальным характером, особенно в Новом Вавилоне, при царе Навуходоносоре. Первыми музыкантами-профессионалами были в Вавилоне, вероятно, храмовые жрецы. Вместе с распространением профессионализма в светских кругах появились музыканты-рабы.

Ассирия была страной, куда еще со 2 тыс до н.э. съезжались певцы и виртуозы-инструменталисты едва ли не со всего Востока. Своей оригинальной творческой культуры она, видимо не создала. Зато можно предполагать, что именно ассирийцы выработали теорию, по которой в музыке господствуют числовые отношения, свойственные явлениям природы (возможно, была впоследствии воспринята пифагорейцами Греции – «гармония сфер»).

Источник: Розеншильд К. История зарубежной музыки. Музыка, 1969.

Комментариев нет:

Отправить комментарий