вторник, 22 июля 2014 г.

Дюфаи.

Дюфаи.

Художественное наследие Денстепля перешло более всего к фламандской школе. Известное стилевое единство можно обнаружить у Гильома Дюфаи (происходил из Генегау, работал в Камбрэ, Париже, Италии), у Жиля Беншуа (работал при дворе Флиппа Красивого в Бургундии, а также в Париже), у Николая Гренона (Камбрэ). Но постепенно центр нового направления определился во Фландрии, не только в ней самой, а в герцогстве Бургундском (Камбрэ, Антверпен и Брюгге).

Творческая школа первого поколения, школа Дюфаи, была сосредоточена в Камбрэ. Но школа второго поколения во главе с Окегемом и Обрехтом связана уже с Антверпеном. Камбрэ – как бы звено от Парижа к Антверпену. Музыканты Камбрэ еще тесно соприкасаются с парижской школой. От Камбрэ новое направление распространилось к Антверпену, к Брюгге.
Гильом Дюфаи (Дюфе) (умер в 1474 г.) происходил из Генегау (Эно). При Дюфаи как раз складывалась творческая школа Камбрэ. Д. во многом близок Денстеплю. Развивался в атмосфере французского и итальянского «Нового искусства». Творческая школа Камбрэ обладала широкими художественными связями.
Дюфаи начал и окончил свою музыкальную деятельность в Камбрэ. В детстве он пел там в соборном хоре, а затем, после путешествия по Италии, работал у герцога Савойского, службы в папской певческой капелле пребывания в Париже – уже руководил певческой капеллой. Дюфаи был образованным человеком (он имел звание доктора церковно-канонического права) широкого кругозора.
Д., работая для церкви, писал мессы; сочинял мотеты, песни. Д. брал для своих песен различные тексты – чаще французские, иногда итальянские. При исполнении его трехголосных песен инструменты присоединялись к голосам, «доигрывали» мелодию. У Дюфаи, как и у Денстепля, верхний голос в песне главенствует над остальными. В духовных мотетах у него мы часто найдем также выразительную, гибкую, иногда лирическую мелодию.
Понятие «мотет» в 15 веке толкуется все более широко. Под ним подразумевается обычно полифоническое произведение на латинский текст, чаще более сложное и торжественное чем песня – как светское официальное, так и духовное. Но заимствование тенора, как и одновременное сочетание различных текстов, уже не является обязательным признаком мотета. Тем самым утверждается свобода индивидуального композиторского стиля.
Стиль Дюфаи заметно эволюционировал. Он усложняет свои полифонические замыслы, стремится к равноправию всех голосов. Такие тенденции проявляются главным образом в мессах. После Машо музыка мессы стала как бы особым музыкальным «жанром». Под мессой в этом смысле подразумевались относительно «свободные» части мессы: Kyrie, Gloria, Credo, Sanctus, Agnus Dei – песнопения различного эмоционального характера, сочиненные то на основе грегорианского хорала (cantus firmus), то на основе обработанных песенных мелодий. Свои музыкально-композиционные эксперименты фламандцы более всего сосредоточили на ней.
Имя Дюфаи всегда сопоставляется с именем Денстепля. Рядом с ним обычно называют бургунда Беншуа. К числу его учеников-последователей относят таких композиторов 2-й половины 15 в., как Филипп Карон, Вежен Фож, Иоганнес Регис. В годы их деятельности рядом со школой Камбрэ выдвигается и «школа Антверпена», по-своему продолжившая дело Дюфаи. Эту школу «второго поколения» (последнего 10-я 15 века) называют по традиции «2-й нидерландской школой».

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий