вторник, 22 июля 2014 г.

Жоскин Депре.

Жоскин Депре.

В творчестве этого замечательного композитора совершился тот исторический «скачок», который подготовлен старшимифламандцами, более всего Обрехтом.

Предполагается, что он родился в Кондэ. Вероятно, был учеником Окегема. Жоскин был творчески связан с Италией. Он с 1474г. работал в Миланской капелле; в Риме в папской капелле (80-90гг.), руководил соборной капеллой в Камбрэ (2-я пол. 90-х), посетил Модену, Париж, Ферраре. Умер в 1521г. в Кондэ. В Италии Жоскин застал блестящий расцвет искусства. Художник поколения Леонардо да Винче (1442-1519), он как раз мог наблюдать самый переход к «высокому Ренессансу» в Италии, к эпохе Леонардо, Рафаэля, Микель-Анджело. Да и сам Жоскин открывает новую эпоху в своей области.
Жоскин прекрасно владел полифоническим мастерством школы Окегема, будучи величайшим полифонистом, но вместе с тем он пошел гораздо далее Обрехта в «гармоническом прояснении стиля». Жоскин синтезировал достижения фламандцев. Сложнейшие полифонические замыслы сочетаются у него с определенной чистотой аккордового склада.
Жоскин работал в тех же музыкальных жанрах, что и фламандцы, но вкладывал в них новый выразительный смысл. Он писал песни (chansons, фротоллы), мотеты, мессы. Жоскин открыл дорогу для целой школы французских песенных композиторов XVI в. Он вносит в свои песни непосредственность чувства, выраженную, прежде всего в яркости, жизненности самого тематического материала.
Мотет у Жоскина часто трактуется как большой жанр духовной лирики. Мотет Жоскина представляет собой важный шаг на пути от «отвлеченного» языка полифонии конца XV в. к яркой лирической субъективности мадригала. Он предпочитает скромный хоровой состав – 4х-5ти («Stabat Mater»), реже шестиголосный. В «Stabat Mater» тенор – как cantus firmus - проводит мелодию французской песенки «Comme femme».
Месса для Жоскина была, прежде всего, самой широкой и самой самостоятельной музыкальной формой. В качестве темы Жоскин часто использовал простейшую и строгую диатоническую мелодию, как например в мессе «La, sol, fa, re, mi». Существует предположение о том, что мессы уже во времена Жоскина были не чисто вокальными, а вокально-инструментальными произведениями. Вероятно, это орган поддерживал хоровые голоса.
Если мотеты Жоскина могли подготовить почву для светской полифонической лирики XVI в. (мадригал), а французские песниего стали образцами для новой творческой школы, то мессы наметили путь к хоровому стилю Палестрины.
Фламандская школа не исчезает в XVI в., она создает ту общую стилевую почву, из которой вырастают новые и своеобразные творческие побеги.

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий