Антон Брукнер.Черты стиля.
шпаргалка студента.
Австрия издавна славилась высокоразвит симф культ. Под воздейст идей просвещ на многонац основе сформ венская класич шк,крупней представ кот по 2-й пол 18в были Гайдн и Моцарт. Нов струю в европейск симф-м внес Бетховен. Шуберт в нач 19 в закрепил в своем тв -уже с позиц ром-ма- высшие достиж венск симф шк. Затем Астрийск искус-во не сумело откликнуться на жизнен-актуальн вопр соврем-ти. Бытов вальс вытеснил симф. Нов волна общест-го и культ подъема обознач-сь в 50-60гг. К этому времени Брамс переселился с севера Герм в Вену. Брамс также обратился к симф тв именно на австрий почве. Собственно же австрийским комп, продолж в области симф-ма то что сделал Шуберт в нач 19в , явился Антон Брукнер. У Шуб и Брукнера воплотились наиболее хар черты австрий романтич симф-ма: 1) прочная связь с муз быта 2) склонность к лирич созерц с внезапн порывами эмоций 3)особенный склад неторопливо-эпич повествования (Шуман о Шуб: «Божественные длинноты»). По своим склон-м Б тяготел к иск-ву полифонистов, Баху и Бетховену.Из совр-в его волнов тв Листа и Вагнера. Соллертинский: Б –это Шуберт закованный в панцирь медных звучаний». Тв становл Б происх на протяж многих лет, лишь в сер 40-х гг своей жизни он обретает себя. И слава к нему прих именно в Вене. Здесь он становится жертвой борьбы браминов с вагнер-ми . Страстный почитатель Брамса Ганслик- музыковед, неприрек-й авторитет венск муз жизни становится ярым противником Б, подвергая критике все его произв. Подлин призн-е прих лишь в 1884 г, когда под рук Артура Никиша исп его 7я симф. Сложность ситуации закл в том, что будучи симф-ми оба комп-ра невольно являлись конкурентами. Брамс сравнивал симф Б с гигантс змеями, Б ставил выше вальсы Штрауса, нежели симф Брамса. Мировосп Брукнера по сути пантеистично – он восхищ велич-м вселенной, старается проникнуть в таинственный мир бытия. Отсюда контрасты, неистовые порывы к свету соседств со смиренным обличением, экстатич-е ликование с пассивной созерц-ю. Часто симф Б наз масштабными эпопеями. Монолит-ть симф не искл контрастов. Крайности настр-й обострены до предела. Экспозиц-й раздел достаточно пространен, а развит-е стремит и динамично. В таком изобилии образов есть своя логика- это логика эпического повествования. Мерное повеств-е часто изнутри взрывается вспыш озарения и драматич столкнов-ми. Хар муз возвыш, патетич. Влияние нар-быт традиций выявлено завуалировано, не так ярко как у Шуберта. В этом смысле Брукнер сопоставим с Вагнером, кот избегал изображ-я всего обыденного, незначительного. Рапсодичность высказывания часто преодолевается через симметричные формы. Если в основе тем-ма Брамса лежит краткий мотив, то у Брукнера темы отлич шир дыханием. В процессе развит они обраст доп-ми котрапунк-ми мотивами. Каждый раздел экспоз-и весомо представлен. Велика роль закл партии. Особ вним Б удел адажио, кот являлись подлин лирич центром концепции. Многотем-ть симф-й усложняла решение финала, к.п явл-ся обощ-м, итогом драматург развития.
Комментариев нет:
Отправить комментарий