вторник, 22 июля 2014 г.

Французская песня.

Французская песня.

Французская полифоническая песня стала в XVI в. самым характерным, самым значительным и самым основным музыкальным жанром французского Возрождения. Она включила в себя, в сущности, и драматически-живописные, и лирико-поэтические, и даже балетно-танцевальные тенденции французской музыки того времени. Поэтому и французский балет, и французская опера, зародившиеся позднее песни, так тесно с ней связаны. Не терявшая связей с бытом, она стала в XVI в. «большим» жанром профессионального искусства.

Песенная лирика трубадуров, песенное творчество Машо и его последователей (в XVI в.), наконец, участие фламандцев в развитии французской песни – на этой основе выросла французская полифоническая песня XVI в.. Но как бы тесно она ни соприкасалась с искусством фламандцев, она создает новую, свою, именно французскую школу, с ярко выраженными национальными чертами.
Тематика французской песни XVI в. очень широка. Первый расцвет французской полифонической песни связан более всего с именем Клемана Жанекена (1-я пол. XVI в.). Для Жанекена характерны не столько лирические, сколько жанровые темы. В песне Жанекена чрезвычайно важен поэтический текст. Песни Жанекена передают текст как программно-изобразительные произведения.
За песнями Жанекена и композиторов его поколения последовали сотни французских песен, собранных в издании Аттеньяна, Леруа и др. Гильом Котлэ (1531-1606), Клод Лежен (1528-1602) и целый ряд других авторов отдали теперь свои творческие силы этому жанру. Множество французских песен написал и их великий бельгийский современник – Орландо Лассо.
Академия Баифа ставила своей целью не только «возродить древнейший способ сочинения размеренных стихов», но и «соединить с ними пение так же размеренное, согласно метрическому искусству». Практическими деятелями Академии стали не только поэты (как сам Баиф, Ронсар), но и музыканты – Клод Лежен, Жак Модюи, Дю Корруа.
Мечтая полностью подчинить музыку поэтическому размеру, Лежен, как и другие музыканты Академии, записывал свои хоровые песни по «строкам»: каждой строке стихотворения соответствовала хоровая строка нотного текста. Такое подчеркивание стихотворного метра в хоровой песне предполагает не полифоническое, а гармоническое ее изложение.
Если французский балет и французская опера многим обязаны французской песне, то это песня - после Лежена, то есть песня, ставшая гомофонной в результате длительного развития хорового стиля, песня сольная, песня под лютню, так называемая «air de cour», к которой привела, в сущности, музыкально-поэтическая деятельность «Академии поэзии и музыки».

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий