вторник, 22 июля 2014 г.

Ренессанс и контрреформация.

Ренессанс и контрреформация.

Введение.

На подъем реформационного движения в ряде европейских стран римская церковь ответила католической реакцией. Наступила эпоха контрреформации.

Тридентский собор, заседавший с перерывами в 1545-1563 гг. (в Триенте), резко противопоставил догматы католической церкви протестантской реформе и подтвердил неограниченное значение верховной папской власти. Но позже, приспособляясь к новым условиям, католическая церковь начала вырабатывать новую тактику – идти на уступки, считаться с реформационным движением, даже воспринимала новое у своих врагов.
Католическая реакция не могла не повлиять на развитие художественной культуры Италии. Но творческие идеи Ренессанса не погибли и в новой обстановке – они лишь получили иное, новое развитие.
На Тридентском соборе стоял вопрос об «очищении» церковной музыки от всего светского и даже о возможном запрещении многоголосия в церкви. Разрешались только гимны и лауды.
Тридентский собор, в сущности, сам подчинялся новому художественному направлению, еще ранее и решительнее выдвинутому протестантским искусством (протестантский хорал).
Влияние католической реакции сказалось в том, что на исходе Ренессанса снова поднялось значение церковных музыкально-творческих школ, усилился удельный вес больших духовных жанров, церковной полифонии. Однако, это было в последний раз в истории европейского музыкального искусства. Церковная музыка выражала новое содержание.
Именно в эту эпоху под воздействием новой общественной обстановки делается заметным нарушение того художественного равновесия, которое установилось в искусстве Ренессанса. Светлой умиротворенности, спокойствию Палестрины противостоит смятенный, обостренный индивидуализм Джезуальдо, театральная экспрессия и декоративность Дж. Габриели. Но это не только нарушение равновесия, это - многообразие художественных направлений, богатство творческих индивидуальностей. Самые сильные и самые широкие художники охватывают все и преодолевают все. Таков Орландо Лассо. В эпоху контрреформации он остается истым художником Ренессанса.

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.


Комментариев нет:

Отправить комментарий