вторник, 22 июля 2014 г.

Ars NOVA во Франции и Италии. Общие тенденции.

Ars NOVA во Франции и Италии.

Общие тенденции.

«Ars NOVA» - то есть «Новое искусство» (по латыни) – так называлось теоретическое сочинение (около 1320г) Филиппа Де-Витри епископа в Мо, крупного французского композитора 1-й половины 14в (ок 1290-1361гг). Под Ars nova он подразумевал новые приемы изложения, распространившиеся в то время: введение мелких длительностей в мензуральную систему, применение двухдольного деления и т.п.. Но очень скоро вслед за Филиппом Де-Витри музыканты 15 века стали обозначать этими словами (Ars nova) новое творческое направление, которому подчинялись новые приемы изложения. Таким образом, под Ars nova в этом смысле понимается музыкальное творчество на заре Ренессанса: Французская и Итальянская музыка 14 века. В противопоставление Ars antiqua - Ars nova обозначает, прежде всего, дальнейшее развитие многоголосного стиля в новых условиях.

Современник Филиппа Де-Витри , крупный муз писатель Иоанн де-Мурис горячо восставал против Ars nova, обвиняя новое поколение музыкантов в отказе от хороших старых традиций. В большом теоретическом трактате “Speculum musicae” Иоанн де-Мурис жестоко обрушивается на певцов.
Если во Франции новое музыкальное движение было лучше подготовлено, то в Италии оно началось на более определенной культурной основе раннего Ренессанса.
И в Италии и во Франции 14в заметно усиливается значение светского музыкального искусства, укрепляется его роль во всем развитии музыкальной культуры. Зарождаются новые формы музицирования: музыка при дворах, в частных домах горожан, в городских и семейных празднествах, вообще музыка в быту занимает теперь очень важное место. Светские музыкальные жанры привлекают главное внимание мастеров-профессионалов и приобретают у них новое художественное значение. Развитие светской музыкальной культуры как культуры профессиональной является новой и важнейшей художественной тенденцией Ренессанса.
Новое значение получает музыкальная лирика в эпоху раннего Ренессанса; она выходит за пределы поэзии трубадуров и становится важной областью творчества как у парижских, так и у флорентийских мастеров. Аналогично живописи того времени, музыка стремится воспроизвести внешний мир: обрисовать жанровые сценки, по-своему передать зрительные и слуховые впечатления. Новая тематика определяет и развитие нового стиля изложения. Композиционные масштабы музыкального произведения расширяются; крепнет значение многоголосной песни, новый индивидуальный смысл получает мелодия (особенно в итальянском мадригале), наряду с развитием полифонии идет осознание композиционно-гармонических закономерностей. Музыкальная теория постепенно освобождается от схоластических догматов. Филипп Де-Витри считает, что каждый тон можно разделить на 2 полутона, что без «фальшивой» музыки «нельзя спеть ни одного мотета»(«Ars nova»).
Но результаты нового движения с особой силой сказались в музыкальной науке лишь к концу 15в, когда в этой области выдвигались такие ученые как нидерландец Иоганн Тинкторис, испанец Рамис ди Пареха, итальянец Франкино Гафори.
Франция и Италия этой эпохи создают свои творческие школы, которые отличаются определенностью художественного облика, индивидуальностью – в большей степени, нежели это было ранее.

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий