Рихард Штраус. Творческий путь.
шпаргалка студента.
Тв-во Ш, прежде всего его лучшие симф поэмы, сост одну из закл глав в истории немецкого классического симф-ма. Наряду с Малером, Ш был крупнейшим симфонистом своего врмени, сумевшим оригинально, по-новому претворить жанр программной симф поэмы. Он выступил как прямой наследник романтич прогр-ти Листа, отчасти Берлиоза, продолж-ль линии Вагнера, умело применив вагнеровск лейтмотивн технику. Поздний романтизм переплетался у Ш с иными стилистич воздействиями – от натурализма до отдельных предвосхищений экспрессионизма. В своем обращении к стилизации старинных жанров проявлял себя как предтеча европейск неоклассицизма. Ш в своих наиболее ярких поэмах Дон Жуан, Тиль Эйленшпигель, Дон-Кихот, Жизнь героя выступал как новатор. По словам Стасова, ему было присуще «великое чувство картинности». К числу несомнен достиж-й Ш принадл мастерство, изобрет-ть оркестр письма. Чувство театра, присущее Ш, сказалось в лучших его оперных произв – Саломее, Электре, Кавалере роз. Музыку Ш упрекали в бесформии, в грубом нарушении классич гармонии. Но формы его поэм и опер всегда логичны, а ладогарм основа музыки всегда продикт требов-ми театр-й изобразит-ти. Ш прожил оч долгую жизнь, наполненн напряж творч трудом. Его внимание привлек самые разл муз жанры: от симф, опер, балетов до кантат, инстр концертов, камерн, вокальн циклов.Он явл автором 10 симф поэм ( Из Италии, Макбет, Дон Жуан, Смерть и просветление, Тиль Эйленшпигель, Так говорил Заратустра, Дон-Кихот и тд ), 15 опер ( Потухший огонь, Саломея, Электра, Кавалер роз, Женщина без тени, День мира, Дафна и тд), 2 балета ( «Легенда об Иосифе», «Шлагобер»), 6 концертов, ок 150 песен и ром, ряд камерн пьес, хоры, муз к драматич спектаклям. Тв путь комп можно разделить на неск периодов: Наименее значит -1й период ( 1886г) прошедший под знаком романтизма в духе Мендельс и Шумана. 2-й ( 1886-1903) поворот в сторону более слож позднеромантич стиля. Появились почти все симф опусы прославившие имя комп. 1903-1918 – создаются наиболее известн оп Ш и балет «Легенла об Иосифе». Поздний этап- после оконч 1-й мировой войны, самый протяженный, ознаменовался консервацией прежних эстетич достижений, работал преимущ в оперн жанре. Он был крупнейшим оперным и симф дирижером. Первая программ-я композиц Ш – симфонич фантазия «Из Италии» явилась откликом на Итальянское турне кот совершил Ш в 1886г. Она решена в форме 4-ч сюиты с конкретными подзаголовками: 1 – «В Кампанье», 2 «Среди Римских развалин»,№ «На берегу Сорренто», 4 «Неаполитанские народные сцены». Рядом с фантазией «Из Италии» возникла 1-я симф поэма Ш «Макбет». Этой поэмой откр-ся серия программ-х соч, представ-х зрелый период его тв. Вершиной Ш-ской прогр-ти следует счит симф поэму «Дон-Жуан»- блистательное воплощ его юношеск пыла, энергии, оркестр мастерства. В качестве прог-мы исп-ны стихи из одноим драматич поэмы австрийск ром-ка Николауса Ленау. Програмность Ш-й поэмы лишена черт внешне илюстратив изобраз-и. Здесь и портрет неистового обльстителя, и многочисл лирич стр, воплощ трагич гибели героя. Комп применил своб трактов-ю сон ф-му с элементами рондо.Своеобр-е закл в обилии эпизодич-х тем ( 4 нов эп в разр-ке) и необыч ф-ме репризы ( пропущ поб п, вместо кот дано провед-е центр эп из разр – героич т ДЖ).Успех ДЖ сделал Ш знаменитым. Непоср за ДЖ послед-ла поэма Смерть и просвет-е, возможно отразив-я увлеч-е Ш пессиместич фил Шопенгауэра. Общая атмосф и план композиц переклик со сходными концеп-ми Листа ( Тассо, Прелюды).Здесь господ тот же осн замысел: контраст между трагич жизнью героя и его посмерт славой. С и П более традиц-на по музыке.Ее сторого выдерж-я сон структ с медл вступ и возвыш апофеозной кодой, ее патетич окраска c moll, сменяющ-ся C dur, вполне уклад-ся в стилистич нормы ром-ма 19в. В 3-х поэмах Ш «Заратустре» и особенно в Дон-Кихоте и Жизни героя набл-ся услож-е муз яз и всей образн системы. Обращ к к величествен фил замыслам, исп более мощн звук средства и масштабн ф-мы, близкие 1-частн-й симф-и.После реалистич сочного Тиля Эйленшпигеля появ симф поэма Так говорил Заратустра с подзаголов свободная композиция по Ницше.Осн образн контраст – столкновение «великой тоски» и мятущегося героя-одиночки с могуществ-й и таинствен природой ( тон до маж – мир природы противостоят си мин и си маж символиз сферу чел страстей).
Комментариев нет:
Отправить комментарий