вторник, 22 июля 2014 г.

Верди. Аида.

Аида

В 1969 г Верди получил от правительства Египта заказ на оп по случаю торжеств, связанных с предстоящим открытием Суэцкого канала. В начале Верди отказался, но в 1870г., познакомившись со сценарием Аиды, композитор заинтересовался и дал свое согласие. Автором этого сценария был известный французский египтолог Мариетт, он использовал легенду, изложенную в расшифрованном им папирусе, из эпохи борьбы фараонов др Египта против Нубии (Эфиопия). По рис Мариетта готовились костюмы и декорации. Возможность создания блестящего, эффектного спектакля, переносящего зрителя на берег Нила, пламенная любовь эфиопской рабыни Аиды и египетского полководца Радамеса, 2 соперницы - Аида и дочь Египетского фараона Амнерис, мрачные фигуры египетских жрецов, смерть заживо пгребенных Аиды и Радамеса – все это чрезвычайно увлекло Верди. Прозаический текст оперы написал франц либреттист Дю Локль, а стихотворный перевод его на итальянский язык сделал А. Гисланцони. Многое в тексте либретто принадлежит самому Верди, который тщательно изучал историю и искусство др Египта. 1-я постановка Аиды состоялась в Каире в конце 1871 г, а 8 фев 1872 – в Милане, где постановкой руководил сам автор. Обе постановки имели триумфальный успех.

Опера «Аида» – произведение гуманистическое, воспевающее чистое, светлое человеческое чувство - любовь Аиды и Радамеса - вызвало горячее сочувствие к страждущим, угнетенным и ненависть к гнету и деспотизму в лице Египетских жрецов, обрекших на гибель главных героев.
По внешним признакам Аида – типичная большая опера с торжественными шествиями и процессиями, маршами и балетами, с грандиозными массовыми хоровыми сценами, с мощными ансамблями. Такого блестящего, помпезного спектакля требовал характер заказа, но есть в Аиде и черты отличающие ее от большой оперы, например, тонкая психологическая разработанность в музыке гл героев. Огромна роль лирического начала в опере, так самый конец «Аиды» – просветленная смерть Аиды и Радамеса с дивной, нежной мелодией в их дуэте, с тающими звучностями рр в оркестре вовсе не типичен для большой оперы, обычно заканчивающейся шумными финалами. Т.о., в Аиде достигнут синтез 2х линий творчества Верди: линия большой героической оперы («Сицилийская вечерня», «Дон-Карлос») и линии лирико-психологической оперы, идущей от Луизы Миллер и Травиаты.
«Аида» отличается мелодическим богатством изумительным даже для такого гениального мелодиста как Верди. В Аиде преодолена номерная структура старой итальянской оперы, за исключением романса Радамеса (1-е д). Вся опера состоит из больших драматических сцен. Гибко следуя за развитием дейст-я, за текстом каждая ария или дуэт, или ансамбль представляет собой законченный логически развивающийся муз эпизод-сцену. Музыка «Аиды» итальянская в своей основе, имеет в некоторых сценах и эпизодах восточный характер (пение и танец жриц во 2-й кар 1го д, отд моменты 3-го д- на берегу Нила), что сказывается в ладогармоническом языке – звукоряд с 2 ув2, мажоро-минор. Эти ориентализмы определяются сюжетом, обстановкой и местом действия.
Оркестр в Аиде чрезвычайно колоритен, богат и разнообразен в тембровом отношении, он нигде не ограничивается только аккомпанирующей функцией, а всегда участвует в раскрытии драматических ситуаций. Если в операх Верди до 50-х гг вокальная сфера явно преобладала над инструментальной, то в Аиде достигнуто единство и равноправие между ними. Моментами оркестр Аиды поражает мастерством и тонкостью колорита: сцена на берегу Нила (3-е д), закл сцена оперы.
Верди в «Аиде» обогащает музыкальную драматургию новыми достижениями. Действие оперы развивается динамично, напряженно и состотит из больших драматических сцен. Гармонический и полифонический язык становится богаче и тоньше. Заметное значение приобретает лейтмотив Аиды, жрецов, Амнерис – тема ревности. В опере ярко и рельефно противопоставлены друг другу 2 контрастных начала, заключающих в себе основной конфликт – светлый, чистый образ Аиды и суровый образ жрецов, воплощающих темную силу, угнетение и деспотизм. Каждый из образов имеет свой чрезвычайно выразительный лейтмотив. На противопоставлении этих 2-х лейтмотивов основано вступление к опере. 1 из лейтмотивов - лейтмотив любви Аиды .Мягкая, прозрачная звучность скрипок в высоком регистре, хроматизмы, тонкое контрапунктическое 2-хголосие, сочетание мажора и одноименного минора придают музыке характер нежного томления. 2-й лейтмотив характеризует суровых и непреклонных жрецов. Развивается он полифонически (имитационно). В дальнейшем оба лейтмотива сталкиваются в одновременном проведении,но заканчивается вступление утверждением и развитием лейтмотива Аиды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий