вторник, 22 июля 2014 г.

Михаил Иванович Глинка.

Михаил Иванович Глинка.

(1804-1857)

Основоположник русской классической музыки. Он подытожил достижения предшественников и поднялся на новую ступень. Опираясь на своеобразные черты русской народной музыки, соединил их со всем богатством выразительных средств, накопленных мировой музыкальной культурой.

Глинке свойственно светлое, гармоничное восприятие мира. Его музыка воспевает жизнь, утверждает неизбежность победы разума, добра и справедливости.
Народ стал главным героем творчества Глинки, а народная песня – основой его музыки. Он вывел на оперную сцену народ как активное действующее лицо истории. Крестьянин Иван Сусанин в его опере – великий герой, спасающий всю страну, символ всей нации.
Хорошо известны слова Глинки: «Создает музыку народ, а мы художники, только ее аранжируем». Глинка утверждает основополагающее значение народной музыки. Как сказал современник Глинки, критик В. Одоевский, он впервые «возвысил народный напев до трагедии». Фольклорные цитаты в его музыке гораздо более редки, чем у большинства русских композиторов 18-нач 19 вв. Широкая распевность народной песни, ритмическая свобода, вариационный характер развития – легли в основу всего творчества композитора.
Глинка – великий мелодист. Мелодика – основа его тематизма как обобщенного выражения творческой мысли. Именно большая концентрация его мелодизма – превращение мелодий-попевок в мелодии-темы с большой внутренней потенцией к дальнейшему их развитию отличает Глинку от многих его современников.
Глинка первый из русских композиторов достиг высшего для своего времени уровня профессионального мастерства в области формы, гармонии, полифонии, оркестровки.
Стремление воплощать идеальные образы героев, ставящих общие интересы выше личных, тяготение к монументальным формам и возвышенному слогу роднит Глинку с классицизмом.
С романтизмом Глинку сближает интерес к изображению народного быта с его неповторимой национальной окраской, природы, исторической старины, далеких стран; красочность, разнообразие новых гармонических средств и оркестровых звучностей, острота контрастов. Соприкосновение Глинки с романтизмом не искоренило в нем, как пишет Асафьев, «…ни ощущения меры в форме, ни мудрого отбора средств выражения…»
Глинка первым из русских композиторов поднялся до больших жизненных обобщений, до реалистического отображения действительности.
Достижения Глинки были приумножены и развиты его последователями: Даргомыжским, Бородиным, Мусоргским, Римским-Корсаковым и Чайковским.

Комментариев нет:

Отправить комментарий