вторник, 22 июля 2014 г.

Малер. Вокальные циклы.

Малер. Вокальные циклы.

шпаргалка студента.

2 ранних произв М тесно связ общностью тематизма и близостью образного строя: вок цикл «Песни странствующего подмастерья» (1883-1884) и 1я симф. 2я из песен цикла «Шел я утром» легла в основу всего всего тематич мат-ла эксп 1й ч симф, муз закл раздела 4-й песни – воспроиз-на в ср разделе Траурн марша в манере Калло. Связь 1-й симф с «Песнями подмастерья» обозначила утверждение нов ветви европейск «песенного симфонизма» ( Шуберт). Принцип рождения симф из песен нашел у М разнообр претворение: это симф-ция песен тем( 1, отчасти 2 симф), и прямое включ песни в симф цикл в кач одной из частей ( во 2,3,4 симф), свободное переинтонирование «ключевых» песенных мотивов ( 5,6). «Песни стр подм» - первое классич творение М в данном жанре. Поэтич тексты соч сам комп в духе романтич Lieder шубер-х времен; лишь в первой песне он использ народ стихи из сборника «Волшебный рог мальчика» ( подвергнув их поэтич трансформ). Первонач план цикла из 6 песен был сокращ М до 4х,образ-х сюжет-смыслов ед-во. 4 части цикла повеств о душевн смятении юноши-бедняка,чья любимая выходит замуж за другого; мотивы растерянности, отчаяния, одиноч постеп смен чувством благостного единения с Природой-утешительницей. Кажд из вок миниатюр сост-т как бы один из актов маленькой драмы. Здесь ощущ-ся тяготение к большей резкости контраст сопост-й, лад свежести, свобод сочет лирич распева с взволнов речит восклиц-ми. М отказывается от статики куплет форм.Лишь 1 раз ( в 1й песне) использ 3хч реприз структ с вариант-ми изменениями. М избегает структурн и тональн завершенности. Смены эмоц сост обусловили частые смены темпов,непрерыв модуляц развитие. Стремлен к симф-ции песен жанра проявл в насыщ-ти орк партии,орк неоднократ выступ на 1-й план.

3-хтомный сборник «Волшебный рог мальчика», насчит более 700 песен текстов, впервые появ в Гейдельберге в 1806-8гг. Его сост поэты раннего романтич направ Клеменс Брентано и Йоахим фон Арним, запис эти стихи от крестьян Рейнской обл, или заимств из старопечатных книг. М предназнач больш часть песен для голоса с орк. Он призывал коллег научиться мыслить оркестрово. Исходя из фолькл природы текстов,М почти всегда опирался в песнях «Волш рога» на строфич ф-му. Чаще всего это контастные 2хч структуры , многократно повт-ся.Повт-я даются в существенных вариантных изменениях. Так комп вырабатывал технику «вариантной строфичности» впослед шир использ-ю в симф комп-х.Поэтику «В.р» иногда рассматр как воскрешение « венск роман-ма»,но вместе с тем идей-худ направ-ть этих песен была вполне современной. Централь место среди песен М на тексты В рога принадлеж вок-орк циклу того же назв-я, содерж-му 10 произв, разнообраз по настр и жанров основе. Они изданы в виде 2х самост партитур – по 5 песен в каждой. 1я половина цикла обрамлена активн драматич образами ( ночная песнь часового и Земная жизнь) с 3мя лирико-быт интермед в середине ( напрасные старания, утешение в горе, кто придумал эту песенку); во 2й господ сатирическ песни, кот автор называл «юморесками» : « Проповедь Антония Падуанского рыбам», и Похвала знатока; 2м крайний эпиз противсотоят эпиз наивно-лирич-е ( Рейнская сказочка) или соц-трагич ( Песнь узника и Где звучат небесные трубы). Каждый из субциклов мог бы сост содерж целой симф. Гл роль в цикле принадл драматич песням-балладам о простых людях. Открыв-я цикл «Ночная песнь часового», в кот горестная жалоба солдата трижды сменяется пастораль напевом утешающ его невесты. В муз соответ черед-ся образы войны и нежн мелодика лирич песни. Аналогичн контраст представ-н в трагич «Песне узника». Песням подобн рода присущи черты театр-ти чисто оперн дуэтной структуры. Среди песен антивоен содерж, вдохновл поэзией волш рога, особо выдел-ся 2 более позд миниатюры ( 1899) «Маленький барабанщик» и «Зоря» вершины песен тв М.
Цикл «Песни об умерших детях»был напис в 1904г на стихи Рюккерта. Поэт-романтик Рюккерт становится на какое-то время любимым поэтом М. На его стихи также напис 5 миниатюр, вошедш в цикл «7 песен последних лет». . В поэтич цикле «П об умер детях» Рюккерта собр более 400 небольш стихотв. М отобрал 5 взволновавш его стихотв и объед в цельное повеств-е. Мотивы невыразимого горя, вызванного смертью 2х любимых детей , сплет здесь с картин вечно живой природы- то светлой, то неистово бурной. Лирика одиночества рождает нов для М интонац стихию, сочет-ю печаль и отрешенность с возвышен созерца-м. Почти все песни на стихи Р рассчитаны на сольн пение-полуречит-в и партию камерн орк.В ней преоблад скорбные соло и выразит-е контрапун. Вок партия тракт как 1 из равноправн участников полифонич ансамбля. Отсюда ведет прямая линия к Песне о земле, а также вок циклам ранних автрийск экспрессион-в. М все чаще отказ от простых песенно-мелодич построений, предпочит свободно соед-ся кантилену и деклам-ю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий