вторник, 22 июля 2014 г.

Симфоническое творчество Глинки.

Симфоническое творчество Глинки.

Симфоническое творчество составляет сравнительно небольшую по объему, но исключительно ценную часть его наследия. Наибольший интерес из его симфонических произведений представляют «Камаринская», испанские увертюры («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде») и «Вальс-фантазия», а также симфонические номера из музыки к трагедии Н.Кукольника «Князь Холмский». Симфоническая музыка Глинки привлекает щедростью и яркостью красок, выпуклостью образов. В этих произведениях Глинка создал зарисовки русской народной жизни и народных характеров, передал впечатления от быта и природы Испании, раскрыл свои переживания, связанные с конкретными событиями. Важнейшей особенностью симфонических произведений Глинки является их общедоступность, демократичность. Содержание и цели симфонического творчества Глинки обусловили его широкое обращение к народной песне и танцу. В «Камаринскую» и испанские увертюры он ввел подлинные народные напевы. Глинка не просто обработал их, но и развил, использовав высшие формы классической профессиональный музыки. Он нашел такие методы симфонического развития, которые отвечают характеру самих народных мелодий: вариационную разработку и полифоническое обогащение.

Высокими достоинствами отличается оркестровка Глинки, основанная на тщательно разработанных и продуманных принципах. Основной их них заключается в следующих словах Глинки: «Красота музыкальной мысли вызывает красоту оркестра». Оркестровка Глинки была естественной, она менялась в зависимости от характера музыки: в испанских увертюрах он достигает блеска, в «Вальсе-фантазии» - теплоты, в музыке к «Князю Холмскому» - драматической напряженности. При этом звучность всюду остается прозрачной, большая сила достигается без нагромождений, в мелодических соло широко используются выразительные возможности чистых инструментальных тембров.
Самым замечательным из симфонических произведений Глинки является гениальная «Камаринская» - фантазия на 2 русские темы. В ней Глинка нашел новые средства и принципы воплощения русской народной песенности. «Камаринская» Глинки- это не только яркая картина русского деревенского быта, в ней раскрыто богатство творческой фантазии народа, воплощены типичные черты его характера – сочетание раздумья со здоровым, веселым юмором. Новыми были методы симфонического развития русской народной песни. Наиболее важный из них – непрерывное интонационное развитие, приводящее к созданию из одного мелодического зерна контрастных мелодических образований.

Комментариев нет:

Отправить комментарий