вторник, 22 июля 2014 г.

Ранние антигрегорианские течения.

Ранние антигрегорианские течения.

Важнейшими центрами профессиональной музыки раннего средневековья были монастыри и певческие школы при них. В 9-м веке особенно прославились крупные певческие школы в Сен-галльском монастыре в Аллемании, в Метце во Франконии.

В монастырях была сосредоточена письменность, монастыри частично уберегли наследие античной образованности, из монастырей вышли почти все средневековые ученые. Из монашеской среды выделяются и певцы-композиторы, развивающие новые формы церковной музыки и положившие начало своего рода антигрегорианскому течению. С начала 10-го века мы уже знаем имена некоторых из них, но деятельность их началась раньше. Ноткер Заика (ум в 912 г.), также как и Тотило (ум в 915 г.), представляют новое течение в области средневековой духовной музыки. Их деятельность целиком связанна с монастырем св. Галла. Постановки духовных драм, сочинение духовных стихов (не только на латинском, но и на народном языке), игра на музыкальных инструментах заставляет видеть в некоторых монахах этого монастыря подлинных деятелей культуры. Песнопения Ноткера и Тотило возникли как церковные, были связаны со светскими влияниями. В секвенциях Ноткера и тропах Тотило выразились не просто светские, а местные «антигрегорианские» тенденции. Грегорианский хорал был особенно труден, музыкально чужд для певцов далеких римской культуре. Особенно чуждыми казались сен-галльским певцам мелизматические грегорианские мелодии, широкие распевы на слово alleluja .
Ноткер стал «подставлять» сочиненные им латинские стихи под вокализы alleluja – по слогу на звук. Тем самым, он внес большую ритмическую упорядоченность (стихотворный текст). Там где ему нехватало звуков, он развил мелодию.
Тотило известен как автор троп. Тропирование («украшение») хорала совершалось в сущности по тому же принципу, что и включение тропарей (короткие вставные вводы стихов) между строфами псалмов, известное в византийской практике с 5-го века. Тропы были именно вводными фразами в канонизированный текст грегорианского хорала. Среди троп Тотило уже встречаются тропы-диалоги. Тропирование связывалось, естественно, с мелодическими добавлениями в хорал.
К 13-му веку секвенции, как самостоятельные песнопения, приближались по типу композиции к светским вокальным жанрам.
Во Франции секвенции часто называли прозой (pro sa – pros equentia). Французские монахи из Лиможа создавали первые прозы одновременно с Ноткером. В 11-м веке выдвинулся целый ряд немецких авторов секвенций – монах Генрих, Випо, Берно фон-дер-Рейхенау; в 12-13 вв особенно прославились французские авторы проз ( Адам де-сен-Виктор в начале 12 в, Пьер Корбейль в начале 13 в); итальянские создатели секвенций (Джакопоне да Тодди, Фома Челано, Фома Аквинский в 13 в).
В 14-м веке, на исходе ренессанса, в эпоху расцвета светской музыки, Тридентский собор запретил исполнять в церкви секвенции и тропы, допустив исключение только для 5-ти популярнейших секвенций.

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий