вторник, 22 июля 2014 г.

Окегем и Обрехт.

Окегем и Обрехт.

Во главе «2-й нидерландской школы» стоит фламандец Ян Ван Окегем (умер в 1495г.) – крупнейший мастер многоголосного письма в свое время, огромный авторитет для современных музыкантов. Предполагают, что музыкальное образование Окегема проходило в Антверпене, в соборной капелле. Окегем так или иначе соприкоснулся со школой Камбрэ, может быть, он даже был учеником Дюфаи. В 40-х гг. работал в капелле Антверпенского собора. Затем перешел на службу к Французскому Королю (Карлу VII), а с 1461 г. стал руководителем королевской капеллы в Туре (где жил Людовик XI). Оставаясь здесь до самой смерти, Окегем не прерывал связи с Парижем. Путешествовал в Италию и Фландрию. Творческое влияние Окегема было очень большим. К группе его учеников причисляют Антуана Брюмеля, Луазэ Компера, Александра Агриколу, Пьера де-ля Рю и даже великого Жоскина.

Наше представление о технических «профессиональных» увлечениях фламандской школы более всего связываются с именем Окегема. У Окегема «технические» увлечения выступают особенно явственно. Окегем как бы продолжил творческую линию позднего Дюфаи. Он – полифонист, прежде всего, в самом точном и узком смысле этого слова. Принцип имитации и канонического развития становится у него господствующим. Различия между мотетом и многоголосной песней постепенно стираются. Очень охотно Окегем писал Мессы (сохранилось 15), потому что в них текст менее всего стеснял чисто музыкальное развитие. Среди его мотетов один – канонический 36-тиголосный – «Deo gratia» - особенно поразил умы современников и стал какой-то легендой.
Окегем достигает полифонического развития, не создавая в то же время коспозиции. В своем увлечении высоко профессиональным многоголосием, круг Окегема особенно далеко ушел от простых жизненных истоков бытового искусства.
Окегем создал мессу «любого тона», которую можно исполнять от любой ступени лада, придавая различный ладовый смысл. Легко понять как мало значит для композитора индивидуальный облик его произведений.
Месса «любого тона» знаменует огромную победу расчета в сочинении полифонических произведений. Виртуозная техника хранилась как профессиональная тайна. Нужно помнить, что фламандцы были превосходными музыкантами-практиками.
В XV-XVII вв. фламандские музыканты славились во всей Европе. Различные княжеские и соборные капеллы стремились привлечь к себе руководителей фламандцев.
Фламандские композиторы творчески соприкасались с бытовой музыкой Франции, Италии, Испании. В этом смысле особенно интересен творческий путь Якоба Обрехта (умер в 1505г.). Обрехт впитал значительное влияние Итальянского бытового искусства, что отразилось на его музыкальном стиле. Обрехт родился в Утрехте. С 1456 г. соборный капельмейстер этого города, в 1474г. работал в капелле герцога Эсте в Ферраре, входил в соборную капеллу в Камбрэ, был в Италии, Антверпене, Брюгге. Умер в Ферраре. Среди его полифонических песен наряду с французскими есть итальянские. В них особенно заметно перерождение полифонического стиля.
В Италии и Испании бытовая песня в то время развивалась как многоголосная песня. В Италии это – фроттола, вилланелла, канцонетта. В Испании – кантарсильос, виллансикос.
Когда Обрехт побывал в Италии, он обогатил свой художественный опыт благодаря соприкосновению с бесхитростной бытовой многоголосной песней. Помимо различных песен, Обрехт написал много месс (24) и мотетов. Ему принадлежит также музыка к пассионам – один из самых ранних образцов. Тогда это еще не был новый жанр: пассионы (истории страданий и смерти Христа) исполнялись с музыкой мотетного стиля.

Источник: Ливанова Т.История западноевропейской музыки до 1789 года, М.,1949г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий