вторник, 22 июля 2014 г.

Опера Иван Сусанин

«Иван Сусанин»

Отечественная героико-патриотическая опера.

Опера «Иван Сусанин» - яркий образец героической народной музыкальной драмы. В основу оперы положено действительное историческое событие – патриотический подвиг крестьянина села Домнино, совершенный в начале 1613г. Иван Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

В русской литературе и искусстве тема Сусанина разрабатывалась и до Глинки. На этот сюжет была написана опера Кавоса, поэт Рылеев написал стихотворную думу «Иван Сусанин». В момент создания опера Глинки называлась «Жизнь за царя» - либретто барона Розена. Опера была поставлена в 1836 г.. Советские театры отказались от этого либретто и ставили оперу с новым текстом Сергея Городецкого.
Опера начинается увертюрой. Она построена на темах, встречающихся в опере, воплощает основную идею оперы. Написана в форме сонатного аллегро со вступлением.
Медленное вступление (соль минор) на теме мужского хора из интродукции 1-го действия («Родина моя»). Главная тема (соль минор) на теме народного хора из финала 3-го действия. На полифоническом развитии этой темы строится разработка увертюры. Побочная тема ( си-бемоль мажор) – песня Вани из 3-го действия. Связующая – польские интонации (ритмы мазурки). Заключительный раздел увертюры – кода. Увертюра оканчивается победным звучанием интонаций главной партии в соль мажоре.
1-е действие открывается монументальной хоровой интродукцией, в которой несколько раз чередуются два хора – мужской и женский. Вначале трижды проходит тема мужского хора, не раз звучащая в опере в дальнейшем. Мужской хор «Родина моя» ярко передает силу и неустрашимость русского народа. Особенности изложения (как в народных песнях – вступает запевала, а затем подхватывает хор) и интонационный склад придают музыке народный характер. В мелодии хора выделена интонация решительного возгласа скачком на большую сексту, музыка хора передает героический пафос. Иной характер тема носит в 4-м проведении (Всех, кто в смертный бой…), в одноименном миноре, тема приобретает оттенок суровой печали. Оживленная, радостная тема женского хора напоминает звонкие хороводные песни. Завершается интродукция фугой, в которой сопоставляются темы мужского и женского хоров. После монументальной хоровой интродукции Глинка дает портрет дочери Сусанина – Антониды. Ее ария состоит из 2-х разделов : медленной, задумчивой каватины и оживленного, грациозного рондо.
Выход Сусанина. Первые реплики Сусанина звучат неторопливо, веско, с достоинством. В речитативе «Что гадать о свадьбе…» использован подлинный народный напев, услышанный Глинкой от Лужского извозчика. Музыка трио «Не томи, родимый» носит проникновенный лирический характер и близка к городскому бытовому романсу.
Финал 1-го действия выдержан в решительном маршевом движении и полон патриотического воодушевления.
2-е действие представляет разительный контраст 1-му. Улица русского села сменяется тронным замком в зале польского короля, вместо простых крестьян – пирующие паны. Хоровое и сольное пение уступает место оркестровой и балетной музыке. В ее исполнении участвует оркестр медных духовых инструментов, размещающийся на сцене («банда»). Во 2-м д. проходят 4 танца: полонез, краковяк, вальс и мазурка, которые образуют большую танцевальную сюиту. Все они, кроме вальса, являются польскими народными танцами. В дальнейшем в опере интонации и ритмы полонеза и мазурки будут каждый раз сопровождать появление польского военного отряда. «Польским актом» оперы «Иван Сусанин» Глинка положил начало русской классической балетной музыке.
3-му действию предшествует оркестровый антракт, глубоко драматичный по характеру. Он построен на теме романса Антониды и сцены ее отчаяния после ухода Сусанина. 3-е д. можно разделать на 2 половины: до прихода врагов и вторую – с момента их появления. В 1-й половине господствуют покой и светлое настроение. Сусанин показан здесь как любящий отец в кругу семьи. Действие начинается песней приемного сына Сусанина – Вани (контральто). Мирный спокойный характер усиливается аккомпониментом в духе колыбельной. Настроения мира, благоденствия и покоя находят выражение в квартете (Антонида, Ваня, Собинин, Сусанин). Контрастом является сцена вторжения поляков. Строя сцену в форме диалога между Сусаннином и врагами, Глинка противопоставляет друг другу 2 резко контрастные музыкальные характеристики. Музыка поляков – на интонациях мазурки, звучащих без блеска и беспечности.
Образ Сусанина-патриота ярко воплощается в 2-х его ответах полякам. В 1-м эпизоде звучит величественная мелодия, предвосхищающая тему финального хора «Славься» («Велик и свят наш край…»). В другом ответе звучит героическая тема мужского хора из интродукции: «Страха не страшусь…». Так раскрывается связь между подвигом Сусанина и героизмом русского народа. После ухода поляков драматизм происходящего оттеняется безмятежно светлым свадебным девичьим хором «Разгулялися, разливалися…»
В 4-м д. драматической кульминацией является сцена Сусанина с поляками в лесу. Главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии. Вступительный краткий речитатив основан на широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. В самой арии – «Ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. В мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для русской лирической песни – малосекундовые интонации с опорой на квинту лада.
Опера завершается грандиозной картиной народного торжества на Красной площади в Москве. Гениальный хор «Славься» достойно венчает оперу. В этом хоре воплощен богатырский образ народа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий